Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день существуют разные точки зрения на процесс возрастной периодизации развития детей. Согласно одному мнению, возрастное развитие детей представляет собой непрерывный процесс. Другие же полагают, что данный процесс дискретен. Те, кто придерживаются непрерывности возрастного развития детей, полагают, что это процесс развития, у которого не существует границ, которые бы отделяли один этап от другого.
Как полагают приверженцы дискретного развития, само развитие включает в себя стадии, которые отделены друг от друга. Поскольку процесс не протекает ритмично, а то замедляется, то ускоряется, развитие происходит волнами.
Педагоги и психологи сегодня рассматривают дискретную точку зрения в развитии детей.
Есть стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей.
При правильности организации воспитания и обучения детей с учетом всех обстоятельств идеальный процесс развития – нормативен.
Целью данной работы является рассмотрение способностей детей дошкольного возраста, вопроса развития этих способностей.
Задачи:
- описать психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте;
- проанализировать сюжетно-ролевую игру как фактор развития способностей ребенка-дошкольника.
1 Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте
Период младшего дошкольного возраста – важен и ответственен для ребенка. Навыки и умения развиваются волнами.
Период от 2 до 4 лет является чувствительным для формирования и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Взрослый активно помогает развивать познавательный интерес ребенка. Ребенок в этом возрасте изучает реальность при помощи все возможных способов. Совершенствуется предметное восприятие.
В младшем дошкольном возрасте дети стремятся все внимание привлечь к себе, у них преобладает монологическая речь, в сверстниках их интересует в основном то, что может отвечать их собственным желаниям: новые игры или игрушки, неудачи партнера там, где сам ребенок достиг существенных результатов. В пять лет наиболее сильно проявляется зависть, злорадство, чувство нездоровой конкуренции. Л. С. Выготский называет этот период «кризисом пяти лет». Сверстник для ребенка пяти лет - это в основном средство самоутверждения.
Старший дошкольный возраст является периодом постигнутых открытий и познавательной активности. На протяжении данного возраста понемногу происходит углубление и расширение знаний и представлений детей, их обобщение. Дети развивают представления о себе, о различных сферах окружающей действительности: природа, продукты человеческой культуры, человеческие отношения. Еще он постигает способы и приемы приобретения знаний и умений. У ребёнка развивается способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять самостоятельность в экспериментах с действительностью. Уровень постижения данными способами обозначает содержательную сторону его умственного развития.
Дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий. Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому. Игровое пространство постепенно усложняется, так как содержит несколько центров, каждый из которых придерживается своей сюжетной линии. Дети умеют фиксировать поведение партнеров по игровому пространству, меняют свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основа игры определяет возникновение новой роли, тогда ребенок сможет в процессе игры принять на себя новую роль, при этом, сохраняет роль, которую приобрел раньше. Групповой характер сюжетно-ролевой игры формирует способность ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Вследствие этого, старший дошкольник учится общаться, находить со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты при помощи речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 53-58
2) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2017. — № 3/4. — С. 48-52
3) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2017. — № 5/6. — С. 50-53
4) Ефремов О.Ф. Педагогика / О.Ф. Ефремов. – СПб. : Питер, 2019
5) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2018
6) Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.htm- (Дата обращения: 21.04.2022).
7) Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/igrovye-tehnologii-i-igrovye-innovacii.html (Дата обращения: 21.04.2022).
8) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018
9) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2018
10) Фасоля А. А., Использование современных информационных технологий в морально-духовном становлении молодого поколения // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 2 (74). — С. 206-211.